Итак, вы определились с сотовым оператором, и теперь нужно выбрать самое главное – тарифный план. Как это сделать? Глаза разбегаются от завлекательных названий. Кто вы – Монстр общения или Мобильный пенсионер? Хотите Жить легко или чтобы под рукой всегда были Удивительные вещи?
Первое, с чем нужно определиться – это с системой оплаты. В Билайне на данный момент их предлагается две: предоплатная и постоплатная.
Постоплатная система
Постоплатная система – это то, что ранее называлась «кредитная»: вы разговариваете «в кредит», а в конце месяца выставляется счет, в зависимости от того, сколько вы проговорили.
Плюсы системы.
Это удобно для организаций, предпринимателей и просто деловых людей, которые привыкли работать со счетами, могут оплачивать по безналичному расчету, но зато нуждаются в финансовой документации: бумажном счете и счет-фактуре. Счет, как правило, можно получать по факсу, на почту, в офисе компании и даже на электронную почту, чтобы распечатывать самостоятельно.
Кредитная система – это престижно. Как правило, такие тарифы рассчитаны на тех, кто разговаривает достаточно много и активно; тариф с постоплатной системой – это показатель определенного статуса. Отношение оператора к таким абонентам, приносящим большой доход, тоже более лояльно: можно рассчитывать на то, что в случае непредвиденных обстоятельств вам пойдут навстречу, сделают скидку или отсрочат оплату счета.
Вы почти гарантированы от непредвиденной блокировки номера «потому что деньги закончились». Телефон с постоплатной системой блокируется, если вы не оплатили выставленный счет и то не сразу – вам сначала придет предупреждающее смс, потом позвонят и только потом заблокируют. У каждого тарифа есть определенный «лимит» разговоров – если вы сильно превышаете его, телефон может быть заблокирован, но об этом система тоже заранее предупреждает.
Минусы.
Эти тарифы рассчитаны на большой объем разговоров и потому в целом дороже – они выгодны тем, кто разговаривает много. Часть таких тарифов (например, тарифная сетка «Живи легко») – с абонентской платой. Как написано выше, у каждого тарифа есть определенный лимит, который нельзя превышать. Чтобы повысить этот лимит и окончательно гарантировать себя от непредвиденных блокировок, Билайн предлагает при подключении вносить «гарантийный взнос» – сумму, которая будет просто лежать на счету «на всякий случай».
Постоплатная система предполагает определенную ответственность в отношении оператора. Это не та сим-карта, которую можно просто выкинуть и забыть о ней – если вам начисляется абонентская плата, то она так и будет начисляться, даже если вы не пользуетесь номером, а когда образуется задолженность – оператор потребует ее оплатить, возможно даже через суд. Если номер вам не нужен, то совершенно обязательно позвонить в абонентскую оператора и сказать об этом. Если вы вносили гарантийный взнос – вам его вернут, но далеко не сразу.
Сумму счета, который вам грозит в конце месяца, можно точно узнать только, когда он будет выставлен. В середине месяца можно уточнить только приблизительную сумму и примерное количество оставшихся минут (если тариф включает определенное время разговоров).
Предоплатная система.
Плюсы.
Простота и прозрачность всех расчетов. Кладете на счет определенную сумму, разговариваете, после каждого звонка со счета списывается его стоимость. Можно контролировать все списания с точностью до цента.
Никаких счетов и гарантийных взносов. Оплачиваете сколько хотите и когда хотите. Почти полная гарантия от образования «задолженности» – когда деньги заканчиваются, телефон просто блокируется до оплаты.
Никакой ответственности – если вы забыли про телефон, то даже если там и есть какая-то абонентская плата – «в минус» вы не уйдете: номер просто отключат и оператор не будет вас преследовать.
Минусы.
Предоплатная система оплаты гораздо чаще «глючит»: задерживает списания или начисления денег на баланс, неправильно обсчитывает звонки и так далее. Чтобы не оказаться в проигрыше – нужно четко знать параметры своего тарифа и постоянно контролировать баланс.
Если телефон заблокирован – гораздо труднее уговорить оператора снова его включить не дожидаясь оплаты – даже системой «обещанный платеж» можно воспользоваться не всегда: если вы разговариваете мало и платите редко, то вам запросто могут отказать.
Если у вас на счету лежит крупная сумма, а телефон больше не нужен – вернуть эту сумму наличными практически невозможно, это не гарантийный взнос, который оператор обязан возвратить по договору. Вам скорее всего предложат перевести эту сумму на другой номер.
В целом можно сказать, что если вы разговариваете достаточно много; привыкли работать со счетами; готовы к определенной ответственности; не собираетесь менять оператора и ждете от него ответной лояльности – то вам нужно выбирать постоплатную систему. Если вы разговариваете немного или «неравномерно» – например, только летом на даче или только в поездках; если вас привлекает прозрачная система расчетов и вы хотите контролировать каждое списание в режиме реального времени; если вы хотите определенной свободы – никаких задолженностей, никаких гарантийных взносов, надоел номер – выкинул и забыл – то вам нужно подключаться к предоплатной системе.